Новый подход к образованию
Мне импонирует немецкая система «вечного студента». В ее основе лежит идея баланса между твоей внутренней свободой и временным горизонтом жизни. Германия гораздо более социалистическая страна, нежели США — здесь есть уверенность в существовании некоторой социальной сети поддержки, которая позволяет не думать с тревогой о завтрашнем дне. Поэтому в Германии можно учиться очень долго.
Это помогает продолжить поиск самого себя по жизни. Это прекрасно, ведь, чем больше мы двигаемся к успеху по выбранной ранее дорожке, тем сильнее ограничиваем себя когда-то сделанным выбором. А он необязательно был осмысленным. Позиция «вечного студента» выгоднее, но немецкой системе не хватает одного – хорошего механизма контроля. В Германии действительно есть вечные студенты, но не все из них реально учатся. Так что самой лучшей образовательной системы не существует, или, вернее, разным людям подходят разные системы.
Мы все болеем, стареем, умираем. Говорят, что 21 век — век биомедицины. Скорее всего, это так. Растет благосостояние, покупательская способность, интерес к продлению жизни. Запрос есть — биомедики без работы не останутся.
Биофак МГУ дает, как и прежде, лучшее профильное образование в стране. То есть, если вы решили получить биологическое образование и остаться- ся в пределах 1/8 суши, то нужно идти туда. Поступающий, знай: на биофак идут лучшие ребята из твоей области. Что будет дальше? Вы обретете будущих коллег, большую сеть коллег — часть из них станет международной, это будет помогать вам всю жизнь.
Я стал членом экспертного совета Сколковского открытого университета. Этот проект пытается заполнить пустующую нишу — дать upper-образование для студентов 3–4 курсов — уже образованных людей. Сколково — отличная идея как таковая, мы в какой-то мере опять впереди планеты всей. В проекте это «мастерский» или аспирантский университет, где люди занимаются исследованиями, параллельно учатся и занимаются бизнесом. Недавно мэр Нью-Йорка заявил, что хочет сделать на Мартене копию Сколково. Что это значит? С идеями у нас все нормально, а как будет с исполнением — другой вопрос.
Мои дети — американцы. Родина их — Нью-Йорк. Старшему — 21. Год назад я его привез учиться в Россию — думал, что проникнется русским духом. Он провел здесь семестр и с радостью уехал. А, вот, в Коста-Рике ему, наоборот, очень понравилось учиться. Вроде бы, он планирует заниматься социологией, хотя каждый семестр пробует научиться чему-то новому. Американские колледжи этому способствуют. Пакет предметов может состоять из математики, истории Ближнего Востока и латиноамериканских танцев. Для нас, людей, получивших советское образование, страшно представить, что человек к 3-му курсу колледжа еще не определился с будущей профессией.
Все это разделение на факультеты только мешает образованию. Должна быть открытая информационная среда. Я бы хотел, чтобы грани между факультетами стиралась на манер американских колледжей. Нужно, чтобы студентов-биологов учили профессиональные педагоги по английскому языку, риторике — квалифицированные специалисты в этой области. Когда я приехал первый раз в США, был удивлен, что дети видных профессоров занимаются какой-то несерьезной деятельностью - поют, продают компьютеры. Вот мои родители, бабушки и дедушки занимались наукой — я тоже. Тогда я думал, что эти люди науки не передали своим отпрыскам той радости научного открытия с погружением в науку. Теперь я не осуждаю. Наоборот, понимаю. Они дали возможность заниматься своим детям тем, что им нравится.
Я почти уверен, что никто из моих детей ученым не станет. Может быть, только младшая. Ей 5 лет, и недавно она попросила меня отвести ее в лабораторию, чтобы научным методом проверить, вырастет ли шуба у мухи, если ее заморозить.
Образованный человек — это человек, настроенный критично.
Оставьте свой комментарий